|       |   
Форекс обучение для новичков и трейдеров со стажем
ГлавнаяОбучениеРекомендуем брокераСтратегияРабота трейдеруПрограммаИндикаторыПрибыльный советник
Аналитика на неделю


Уоррен Баффет о рыночных пузырях

Уоррен Баффет отвечал на некоторые вопросы Комиссии по расследованию причин финансового кризиса (FCIC) в 2010 году. Его спрашивали мнения о кризисах, случившихся на рынках недвижимости и кредитования. В процессе разговора, Баффет четко пояснил, как образовываются такие «пузыри».

Вашему вниманию предлагается выдержку из его рассказа, что станет увлекательной не только тем, кто интересуется инвестированием либо поведенческой экономикой, а также тем, кто с интересом наблюдет за человеческим поведением в общем.

Эта беседа оказалась в доступе у общественности по итогу утечки данных из Национального архива Штатов, которая относилась к таким документам FCIC, как стенограммы разговоров, протоколы совещаний и соглашения о нераспространении. Комиссию учредили Конгрессом для исследования причин кризиса.

Вот о чем говорил Баффет (сокращенно).

Бен Грэм, бывший босс, примерно 50 лет назад рассказал мне свои наблюдения, которые с того времени не выходили мне из головы, и подтверждение этому я сейчас узрел. Он говорил: «Если речь заходит об инвестировании, вы имеете возможность набраться намного больше проблем, полагаясь на грамотных предпосылках, нежели на некорректных».

Когда вы считаете, что Луна состоит из зеленого сыра либо чего-то такого, вероятно, что это очень смешно. Когда же вы и ваши близкие начинаете говорить мнение о том, что простые акции функционируют лучше облигаций, вот это и есть предпосылками к началу кризиса аналогичного тому, который произошел в 1929 году. Люди думали, что акции становятся замечательным инструментом, и позабыли об лимитах стартовой предпосылки. Так что, спустя некоторое время, стартовая предпосылка, которая превращается в своего рода движущуюся силу того, что в дальнейшем становится «пузырем», забывается, и на первый план выходит поведение цены.

Подобное мы могли наблюдать недавно на рынке недвижимости. Абсолютно грамотный расчет о том, что дома по ходу времени будут возрастать в цене, поскольку падает цена доллара. А так как 2/3 людей желают иметь свое жилье, и так как под него можно брать кредиты, а вы сильно хотите приобрести собственный дом, то, когда вы на самом деле считаете, что дома будут повышаться в цене, то вы захотите провести покупку как можно скорее. Это – вполне логичная и грамотная предпосылка. Но она, естественно, относится к домам, реализуемым по так званным ценам замещения, прирост которых несколько превосходит инфляцию.

Так что, это хорошая предпосылка, что необходимо приобретать дом в текущем году, поскольку в следующем он, возможно, будет оцениваться больше, а вы хотите купить дом. Между тем, со временем у вас будет измененное представление о собственной способности профинансировать данную покупку, когда цены повысятся на 10% за год, а инфляция – только на несколько процентов за год. В определенный момент, поведение цены будет оказывать собственное влияние, и вы собираетесь приобрести уже три либо пять домов, к тому же – без авансового взноса. Так вы подписываетесь на платежи по кредитам, которые не способны оплачивать, и на другие такого рода вещи, поскольку это неважно для вас, так как в следующем году цена недвижимости будет существенно больше.

В данной ситуации кредитор ощущает аналогичное. Для него, в действительности, нисколько не важно, что при получении кредита пользователь обманывает его, так как, даже когда он возьмет залоговое имущество, на следующий год оно будет оцениваться больше. И по ходу того, как данный процесс получает моментум и усиливается поведением цены, стартовая предпосылка забывается так, как это было в 1929 году.

Аналогичное происходило с интернетом. Интернет пришел в мир, чтобы поменять нашу жизнь, однако это не значит, что все компании, придумавшие себе качественный рекламный сюжет, стоят 50 миллиардов долларов.

Ценовое поведение имеет столь серьезное значение для людей, что оно превосходит над их возможностью мыслить. А жилье было наиболее мощным активом людей, доля которого составляла около $22 триллиона из $50-60 триллионов, на которые оценивается вся стоимость средств домохозяйств Америки. Это колоссальный актив, и он ясен для широких масс населения – они не всегда разбираются в акциях, возможно, не разбираются в луковицах тюльпанов, однако дом – это они знают, и они обязательно хотят его получить, а при наличии почти не лимитированного финансирования… Вот это и создало невиданный ранее «пузырь».


© forexom.ru